УЧИТЕЛЬ ЗАБОЛЕЛ

Главная » УЧИТЕЛЬ ЗАБОЛЕЛ
03:43

УЧИТЕЛЬ ЗАБОЛЕЛ
  В субботу утром я мужественно собираюсь на работу. Повышенная температура держалась уже три дня, я изо всех сил тянула до выходного, думала: «В воскресенье отлежусь – и все будет нормально».
Все люди болеют, кто-то чаще, кто-то реже. В педагогических коллективах часто болеющих учителей не любят: их же замещать нужно. Я болею редко. Нет, болею я все-таки часто, а вот пропускаю работу по болезни редко. Так, в этом году пропустила занятия первый раз. Все три дня, что я себе позволила поболеть дома, в постели, меня мучила совесть, особенно если температура была ниже, чем 38°. Домашние успокаивали меня: «Школа без тебя не рухнет! А у детей радость!»

  Да, новость «учитель заболел» для учеников является хорошей. Сообщают они ее друг другу с восклицательной интонацией, с нескрываемой радостью. Думаете, это из-за того, что мы, учителя – злодеи? Думаете, дети нас не любят? Ничего подобного! Радуются они не нашей болезни, а отсутствию урока.

  Когда после болезни я вышла на работу, своих одиннадцатиклассников у видела откровенно огорченными. В их глазах так и читалось: «Мало болеете, Наталья Николаевна! Не бережете Вы себя!»
И я вдруг подумала, что себя, действительно, нужно беречь. Для нее же, для работы. Опытные педагоги, учителя, проработавшие в школе лет 15-20, почти все хроники. Хронический ларингит, бронхит, тромбофлебит – это мой «букет». Голос с характерной хрипотцой, частые вопросы: «А вы не курите?» Да не курю я, не курю! Просто в школе работаю, много говорить приходится, причем, выразительно говорить. Бронхит – оттого что никогда не долечиваешься. После «больничного» прийти на работу абсолютно здоровым – это дурной тон. Если уже нет симптомов заболевания – а было ли само заболевание? А не липовый ли ваш «больничный лист»? Ноги болят – тоже ничего странного: работа-то стоячая.

  Учитель, стоящий перед классом, - это символ образовательной системы. Два года назад на уроке я села. Нет, это не было сидячей забастовкой, это было необходимостью. Села и поняла, что урок хуже не стал. Может, даже лучше стал. Психологи принимают во внимание соотношение уровней «учитель» - «ученик». Если учитель «над», это плохо. Невозможно себе представить доверительный разговор, когда один сидит, а другой стоит, правда? Так почему же в школе все по-другому? Школьная система не может быть построена на доверительных отношениях? Но это же абсурд!

  Отдельный разговор – о нервах. Тон учителя зачастую бывает недовольным, раздраженным. Знаете, как ученики торжествуют победу над учителем? «Мы его довели!» Довели до крика, до грубых выражений (увы, и такое в школе не редкость), до продолжительных и нудных нотаций на тему «как себя вести». А тема урока была совсем другая: «Кислоты», например, или «Правописание приставок». Если учитель отклонился от темы, значит, урок сорван. Зачем же дети срывают уроки? Да из мести же! Когда учитель строит свой урок на доказательстве: «Вы – плохие ученики», им, безусловно, необходимо обороняться и доказывать: «А вы – плохой учитель».

  Правда, есть в школе учителя, которые никогда не нервничают, не повышают голос, не расстраиваются. Дети на ушах стоят, а они абсолютно спокойны. Берегут себя. Болеют они, как положено, дома, всегда долечиваются. Ничего, если «больничный» затянулся на несколько недель, главное – здоровье. Но таких здоровых людей в школе мало. К счастью!

  Я убеждена, что учитель обязан болеть: любовью к детям, фанатичной преданностью работе, страстным стремлением узнать вместе с учениками новое… Так я заболела много лет назад. И, возможно, к моим бронхиту, ларингиту скоро добавится еще какой-нибудь «-ит», но по-другому работать не хочу.

Просмотров: 7615 | Категория: XXI ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ | Издано: «Неделя Осетии», декабрь 2002 года.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход для учеников


Литературные игры

Литературное творчество

Дед мороз ищет таланты